А.А. Кураленя, И.П. Наркевич
ИССЛЕДОВАНИЕ МЕР ПО АДАПТАЦИИ К ИЗМЕНЕНИЯМ КЛИМАТА
В статье проведен анализ политик и мер по адаптации основных отраслей экономики к новым климатическим условиям, включающих мероприятия по сохранению её устойчивого развития и снижению уязвимости естественных экологических систем. Эти меры осуществляются или разрабатываются для таких отраслей экономики как: энергетика, промышленность, сельское и лесное хозяйство, транспорт и утилизация отходов.
Проблема изменения климата в целом и глобального потепления в частности стала одной из самых серьёзных и актуальных направлений научно-технической деятельности на современном этапе. В настоящее время этой проблемой занимаются ведущие институты во многих развитых и развивающихся странах, а также практически все международные организации осуществляют программы сотрудничества по решению проблемы глобального потепления. Одной из ведущих организаций в этой области является Всемирная Метеорологическая Организация, которая координирует и осуществляет сотрудничество в этой области, включая осуществление международных конвенций и соглашений, таких как Рамочная Конвенция ООН об изменении климата и Киотский Протокол.
Как известно, одной из причин глобального потепления является парниковый эффект, который создаётся так называемыми парниковыми газами (CO2, CH4 и N2O). Этот факт является научно обоснованным и поэтому проводится огромная научно-техническая деятельность по снижению их выбросов в атмосферу из промышленных источников (энергетика, промышленные процессы, сельское и лесное хозяйство, отходы).
Второй не менее важный аспект решения этой проблемы — адаптация основных отраслей промышленности и социальной сферы (особенно здравоохранения) к изменениям климата на национальном и международном уровнях.
Следует отметить, что если проблема снижения выбросов парниковых газов уже осознана и приобрела практический характер в виде международного сотрудничества и проведения мероприятий по снижению выбросов парниковых газов, то проблема адаптации к изменениям климата пока находится на стадии обсуждения и принятия решений для последующих этапов исследований и разработок в этой области.
Учитывая вышеизложенное, целью данной работы является исследование существующих методов и мер по адаптации к изменениям климата на национальном и международном уровнях и разработка предложений по наиболее рациональным и практическим действиям в этой области.
Последствия климатических изменений ощущаются уже сейчас, а в дальнейшем будут только усиливаться. Повышение глобальной средней температуры более чем на 1,5-2,5oC (выше уровня 1980-1999 гг.) вызовет значительные изменения в структуре и функционировании экосистем, взаимодействиях между видами и географическими зонами обитания видов. Примерно 20-30 % видов растений и животных могут подвергнуться риску исчезновения. Возможны также и другие природные и техногенные изменения, вызываемые изменениями климата.
В Республике Беларусь настоящее время в результате изменения климата (повышения средней годовой температуры) произошло смещение границ агроклиматических областей на 60-150 км. Северная агроклиматическая область в результате потепления распалась и появилась новая более тёплая агроклиматическая зона на юге Полесья [1]. Она характеризуется самой короткой и тёплой зимой и наиболее продолжительным и тёплым вегетационным периодом.
Следует отметить, что глобальное потепление в целом имеет как положительный так и отрицательный эффект для экономики той или иной страны в зависимости от географического расположения.
Положительный эффект от потепления выражается в экономии тепловой энергии за счёт уменьшения длительности отопительного сезона и снижения теплопотерь зданий; увеличении вегетационного периода сельскохозяйственных растений и улучшения их перезимовки; повышении теплообеспеченности растений при достаточном увлажнении территории и росте производительности сельскохозяйственной продукции.
Отрицательные последствия потепления: гибель и повреждение посевов сельскохозяйственных культур в результате засухи на значительных площадях; ухудшение здоровья населения, вызываемое чрезвычайными ситуациями (ураганы, шквалы, жара и т.д.); увеличение количества комаров и других насекомых в результате затопления территорий во время проливных дождей, что приводит к увеличению риска заболеваемости населения и распространения инфекций.
Характер мышления и подходы к адаптации к климатическим изменениям сместились от реактивного реагирования на катастрофы к предупреждению и управлению рисками. Яркий пример этому – внедрение в ряде стран систем раннего оповещения о волнах тепла (Португалия, Испания, Франция, Великобритания, Италия, Венгрия). Другие меры касаются долговременного изменения климата, включая разработку национальных планов действий по адаптации к изменениям климата, а более конкретные меры включены в европейские и национальные стратегии развития для сельского хозяйства, энергетики, лесного хозяйства, транспорта и других отраслей. В таблице 1 приведены обобщённые данные по возможным мерам адаптации к изменениям климата [2].
Таблица 1. Примеры возможных мер по адаптации к изменениям климата в различных отраслях экономики
Отрасли хозяйства
|
Примеры действий по адаптации к изменениям климата
|
Сельское и лесное хозяйство
|
-изменения в землепользовании в районах высокого риска -выведение и развитие альтернативных культур, новых теплолюбивых сортов, ветроустойчивых культур, совмещение различных культур -корректировка графика посадки и сбора урожая, повышение надзора за культурами -улучшение дренажа, создание плавающих сельскохозяйственных систем, водная уборка урожая -борьба с пожарами и их предупреждение посредством изменения компоновки лесонасаждений, планирования ландшафта, сбора сухостоя, вырубки подлеска |
Водные ресурсы
|
-усовершенствование систем водоснабжения
-управление спросом на воду с помощью измерений потребления и цен на воду -сохранение почвенной влаги, например, путем мульчирования -опреснение морской воды, сохранение грунтовых вод путем искусственного пополнения -реализация мер защиты, в т.ч. прогнозирование наводнений и предупреждение о них, улучшение инфраструктуры по защите от наводнений |
Здравоохранение
|
-усиление роли государственных институтов и систем здравоохранения -улучшение обеспечения чистой питьевой водой населения -внедрение международных систем санитарно эпидемиологического надзора и мониторинга |
Социальная сфера
|
-учет изменения климата в программных документах социально-экономического развития стран и регионов -улучшение консультативных услуг населению
-разработка системы страхования по компенсации ущерба, вызванного чрезвычайными погодными условиями -программы специальной медицинской помощи особо уязвимым группам населения (людям, страдающим сердечнососудистыми заболеваниями и пожилым людям) -эффективная помощь в чрезвычайных обстоятельствах и ликвидация их последствий |
В течение последних нескольких лет в европейском регионе финансируются несколько крупных исследовательских проектов моделирования регионального климата и оценки последствий его изменения. В результате выполнения этих проектов разработаны высокоразрешающие карты, показывающие изменения таких характеристик как средняя температура и осадки, урожайность сельскохозяйственных культур, условия для туризма, смертность в связи с изменением теплового режима, утрата биологического разнообразия и т.д.
Например, проект ENSEMBLES, выполняемый под эгидой Европейского Союза, предлагает прогнозы изменения климата с точки зрения изменений природного климата и воздействия человека на климат, а в рамках проекта PRUDENCE определены последствия будущего изменения климата для различных регионов Европы.
В настоящее время проводится крупный европейский исследовательский проект ADAM, который оценивает затраты и эффективность осуществления политики смягчения последствий и адаптации с целью обеспечения рационального перехода периода экологического развития, когда глобальное изменение климата будет обусловлено повышением температуры не более чем на 2ºC по сравнению с периодом промышленной революции. Будет разработан ряд стратегических решений и мероприятий на более длительный срок.
Проект PESETA(Прогнозирование экономических последствий изменения климата для различных секторов в странах Европейского союза на основе анализа снизу вверх):основная цель данного проекта – помочь общественности лучше понять вероятные экономические последствия изменения климата в Европе в XXI в.
Проект координирует Институт технологических исследований будущего (IPTS) Объединенного исследовательского центра. PESETA изучает последствия изменения климата для следующих секторов: прибрежные системы, потребность в энергии, здоровье человека, сельское хозяйство, туризм и наводнения в бассейнах рек. Проект PESETA предлагает ценные данные по финансовым затратам изменения климата в Европе на основе современной оценки физических последствий и высокоточных климатических сценариев. Общий подход к оценке последствий изменения климата состоит в изначальной оценке физических последствий, а затем их финансовой оценке.
Разработка мер по адаптации к изменениям климата в Республике Беларусь была начата институтом проблем использования природных ресурсов и экологии Национальной Академии Наук Республики Беларусь под руководством академика Логинова В.Ф. [3].
Меры по адаптации национальной экономики к новым климатическим условиям направлены, прежде всего, на адаптацию к чрезвычайным ситуациям (жара, холод, засуха, проливные дожди). Основные меры по адаптации осуществляются в таких отраслях народного хозяйства как энергетика, промышленность, сельское и лесное хозяйства, транспорт и коммунальное хозяйство. Принятие заблаговременных адаптационных мер позволит повысить устойчивость национальной экономики к изменениям климата и, в частности, к резким изменениям погодно-климатических условий, предупредить ненужные потери, и рационально использовать преимущества благоприятного изменения климата.
Изменение границ агроклиматических областей диктует необходимость принятия мер, прежде всего, для сельского и лесного хозяйства.
Возможные меры по адаптации в сельском хозяйстве включают:
— структурную перестройку сельскохозяйственных угодий и пахотных земель;
— развитие влагосберегающих технологий в сельском хозяйстве;
— защиту почв, включая борьбу с их эрозией;
— развитие биотехнологий и селекция новых сельскохозяйственных культур, адаптированных к условиям изменяющегося климата;
— изменение сроков выполнения операций предпосевной обработки почвы;
— борьбу с насекомыми и саранчой;
— повышение урожайности за счёт увеличения эффективности использования удобрений и средств защиты растений.
Возможные меры по адаптации в лесном хозяйстве охватывают:
— прогнозирование изменений структуры лесов и разработку рекомендаций по адаптации лесного хозяйства к изменяющимся климатическим условиям;
— разработку и внедрение системы “климат-прогноз”, позволяющей с 5-летним периодом прогнозировать среднемесячную температуру воздуха и суммы осадков на всей территории республики;
— проведение целевого анализа вероятных климатически детерминированных изменений для лесов сосновой формации;
— проведение анализа рисков и тенденций, связанных с прогнозируемым потеплением климата Беларуси для всех основных лесных формаций;
— определение видового состава насекомых, представляющих наибольшую опасность для лесных насаждений в настоящее время, и потенциально опасных, которые могут дать вспышки размножения в результате изменения климатических условий на территории Беларуси;
— проведение лесовосстановительных работ для поглощения парниковых газов и, соответственно, увеличения их стоков;
— оптимизацию структуры и состава лесных площадей и их адаптацию к изменению климата;
— предупреждение и борьба с лесными пожарами, особенно в засушливые периоды.
— использование альтернативных источников энергии;
— постепенный переход на биотопливо для автотранспорта;
— совершенствование инфраструктуры дорог;
— разработка предупредительных и ответных мер во время весенних паводков;
— улучшение гидрометеорологического мониторинга с целью улучшения готовности экономики и населения к экстремальным погодным изменениям;
— улучшение системы метеорологической информации населения с целью своевременного предупреждения его и адаптации к изменению погодных условий;
— разработка конкретных мер в различных отраслях народного хозяйства по адаптации к изменениям климата;
— привлечение государственных и иностранных инвестиций в разработку специальных мер по адаптации к изменениям климата;
— использование методов прогнозирования и моделирования для оценки воздействия изменения климата на состояние лесов и продуктивность биомассы, включая оценки объёма стоков и поглощения углерода из воздуха лесными массивами.
Дальнейшая деятельность по адаптации экономики к изменениям климата в Беларуси предполагает следующее:
1) дальнейшая разработка национальных законодательных и нормативных документов по адаптации к изменениям климата;
2) анализ последствий изменения климата на здоровье и благосостояние населения и разработка мер по снижению воздействия этих последствий;
3) разработка, принятие и осуществление национальной стратегии по адаптации к изменениям климата в Беларуси;
4) интеграция национальной стратегии по адаптации к изменениям климата Беларуси в общеевропейскую стратегию с целью:
— использования международного опыта по осуществлению политики и мер по адаптации к изменениям климата
— активного участия национальных экспертов в органах и механизмах по координации политики, мер и усилий в области адаптации к климатическим изменениям в Европе;
5) разработка научно- технической программы по адаптации к изменениям;
6) разработка рекомендаций и комплекса мероприятий по организации устойчивого управления лесами и лесопользования на период до 2050 года на основе прогноза динамики структуры лесопользования в связи с меняющимися климатическими условиями.
В статье проведено исследование и оценка существующих методов адаптации к изменениям климата и разработаны предложения по приемлемым мерам, которые должны быть осуществлены в различных секторах хозяйственной деятельности на национальном и международном уровнях. Проведенная оценка существующих опубликованных и отчётных данных по адаптации к изменениям климата позволяет сформулировать следующие возможные меры, которые могут быть приоритетными для практического осуществления:
— использование энергосберегающих технологий и альтернативных видов топлива в энергетике;
— повышение степени рециркуляции и повторного использования промышленных и бытовых отходов с целью снижения выбросов метана;
— структурная перестройка сельскохозяйственной практики; развитие биотехнологий и селекцию новых сельскохозяйственных культур;
— оптимизация структуры и состава лесных площадей, в частности, лесовосстановление и лесоразведение;
— реабилитацию нарушенных или высушенных болот, особенно в Республике Беларусь;
— совершенствование и адаптация инфраструктуры транспортных коммуникаций, а также разработка предупредительных и ответных мер во время весенних паводков и улучшение гидрометеорологического мониторинга с целью повышения готовности экономики и населения к экстремальным погодным изменениям.
Будущая деятельность по адаптации к изменениям климата в Европейском регионе, включая Беларусь, направлена на разработку и осуществление национальных стратегий, которые будут обобщены и интегрированы в общеевропейскую стратегию, проводимую в рамках Европейского Союза.
1. Мельник В.И., автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата географических наук «Влияние изменения климата на агроклиматические ресурсы и продуктивность основных сельскохозяйственных культур Беларуси», Минск, БГУ, 2004
2. Рабочий документ служб комиссии в приложение к Зелёному документу комиссии, адресованному совету, европейскому парламенту, европейскому экономическому и социальному комитету и комитету регионов «Адаптация к изменению климата в Европе – предложения по действиям ЕС», Брюссель, 29 июня 2007 г. (COM (2007)354 окончательный)
3. «Изменения климата Беларуси и их последствия» под общей редакцией академика В.Ф.Логинова, Минск, «Тонпик», 2003