- проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»;
- проект Закона «Об изменении законов по вопросам государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду»;
- проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха».
Корректировка действующего Закона «Об охране окружающей среды» вызвана необходимостью приведения его положений в соответствие с изменениями Конституции Республики Беларусь, иными законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь, а также совершенствования отдельных его положений с учетом правоприменительной практики.
Так, законопроектом закрепляются положения Конституции Республики Беларусь о возмещении вреда, причиненного нарушением права на благоприятную окружающую среду.
В целях единообразия и однозначности терминологии, применяемой в законодательстве в области охраны окружающей среды, уточняются определения ряда терминов и вводятся новые. Даются определения терминам «зеленая» экономика, низкоуглеродная экономика, экосистемные услуги. Корректируются определения терминов «загрязнение окружающей среды», «причинение вреда окружающей среде». Уточнены определения терминов «антропогенный объект», «биотоп», «стратегическая экологическая оценка», «экологическая информация».
С учетом направлений социально-экономического развития страны принципы и направления государственной политики в области охраны окружающей среды дополняются такими положениями, как экономическая оценка экосистемных услуг, стимулирование применения наилучших доступных технических методов, ресурсосберегающих технологий и практик, перехода к «зеленой», низкоуглеродной экономике, экономическое стимулирование низкоуглеродной экономики, ограничение при производстве продукции применения веществ и материалов, для которых в дальнейшем отсутствует возможность их использования в качестве вторичного сырья.
В целях сохранения устойчивого функционирования экологических систем вводится принцип экосистемного подхода, который позволит комплексно обеспечивать решение вопросов охраны окружающей среды.
Экономическая оценка экосистемных услуг позволит отразить вклад экологических систем для общества, их экологическую и экономическую ценность, а также экономическую целесообразность вмешательства, приводящего к изменению состояния экологических систем. Порядок и условия проведения экономической оценки экосистемных услуг будет устанавливаться Советом Министров Республики Беларусь.
Проектом Закона определяются направления развития «зеленой» экономики в Республике Беларусь. Внедрение инструментов поддержки «зеленой» экономики, создание условий для формирования экономики замкнутого цикла (циркулярной экономики) ориентировано на максимальную замену использования невозобновляемых природных ресурсов возобновляемыми, ресурсо- и энергосбережение, минимизацию образования и полноту использования отходов.
Уточняются экономические механизмы охраны окружающей среды в части установления мер экономического стимулирования в области охраны окружающей среды, включая применение наилучших доступных технических методов, ресурсосберегающих технологий и практик, «зеленых» закупок.
В целях обеспечения полноты правового регулирования вопросов нормирования в области окружающей среды закрепляются положения, определяющие цель установления нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду с учетом видов воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и (или) совокупному воздействию всех источников, находящихся на соответствующей территории. Для особо охраняемых природных территорий вводится такой вид нормативов как «нормативы допустимой нагрузки на особо охраняемые природные территории».
Внесены корректировки в части обеспечения права физических лиц на доступ к экологической информации и обязанности обладателей такой информации предоставлять и распространять ее, а также уточнены случаи, когда в ее предоставлении может быть отказано (если она отнесена к государственным секретам или к информации, распространение и предоставление которой ограничено законодательством).
Проектом Закона дополняется определение термина «планируемая хозяйственная и иная деятельность» такими видами строительной деятельности, как модернизация, техническая модернизация, снос объектов, а также уточняется, каким образом оказывается воздействие на окружающую среду.
В связи с тем, что разработчиками проектной документации являются не только проектные организации, но и индивидуальные предприниматели, уточнены субъекты правоотношений в области проведения государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду. К ним отнесены разработчики проектной документации и индивидуальные предприниматели.
С учетом практики применения актуализирован перечень объектов подлежащих оценке воздействия на окружающую среду, государственной экологической экспертизе, а также стратегической экологической оценке. Из объектов, подлежащих оценке воздействия на окружающую среду, исключены объекты научных организаций для выполнения научно-исследовательских и иных работ, объекты оборонной, военной инфраструктуры. Соответственно документация на данные объекты не будет подлежать государственной экологической экспертизе. Также не будет подлежать государственной экологической экспертизе предпроектная (прединвестиционная) и проектная документация на застройку территории садоводческих товариществ, для объектов санаторно-курортных организаций, размещение которых предусматривается в границах курортов и др.
Стратегической экологической оценке не будут подлежать градостроительные проекты общего планирования, а соответственно не будет необходимости проводить общественные обсуждения этих проектов.
Кроме того, учитывая, что санаторно-курортные и оздоровительные организации выполняют схожие функции, из объектов государственной экологической экспертизы исключена документация не только в отношении санаторно-курортных организаций, но и в отношении оздоровительных организаций при их размещении как на территории курортов, так и на территории зон отдыха (кроме размещения этих объектов в границах особо охраняемых природных территорий), так как они не являются потенциально опасными для окружающей среды.
В проекте Закона вводятся новые термины и их определения «автоматизированная система контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух», «норма выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух», «специфические загрязняющие вещества», «экологическая информация в области охраны атмосферного воздуха».
Изменен подход отнесения к категориям объектов воздействия на атмосферный воздух, предложено определять данные категории на основании:
уровней воздействия на атмосферный воздух видов хозяйственной и иной деятельности;
классов опасности загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
вероятности наступления на объекте воздействия на атмосферный воздух событий, имеющих неблагоприятные последствия для качества атмосферного воздуха.
В новой редакции изложены положения, касающиеся:
нормирования, получения разрешений в отношении выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
требований в области охраны атмосферного воздуха при градостроительном (территориальном) планировании территорий и при проектировании объектов хозяйственной и иной деятельности, связанных с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
Кроме того, законопроектом:
уточнены полномочия Совета Министров в части обеспечения разработки, реализации государственных программ и их утверждения;
из компетенции Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь исключено полномочие по утверждению регламентов административных процедур, осуществляемых в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по получению разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексного природоохранного разрешения;
Минприроды наделяется полномочиями устанавливать требования к эксплуатации газоочистных установок и ведению учета в области охраны атмосферного воздуха;
уточнены положения, касающиеся учета в области охраны атмосферного воздуха. Учет юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, будут вести территориальные органы Минприроды;
предусмотрена возможность продления срока реализации плана мероприятий по охране атмосферного воздуха на срок не более 5-ти лет при наличии обоснованных производственных причин;
предусмотрена обязанность субъектов хозяйствования получать разрешения на деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух повышенных классов опасности, а также с обезвреживанием и захоронением отходов.
Также в проекте Закона реализованы нормы Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» по проведению инвентаризации, нормированию, получению разрешений в отношении выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которые для исключения дублирования признаются утратившими силу.