Начиная с 2021 года учеными Национальной академии наук Беларуси проводится научная работа по оценке современного состояния популяций медведя, рыси, барсука с последующей разработкой планов управления популяциями указанных видов диких животных.
Так, в 2023 году численность рыси европейской составила 1315 особей, и в целом в республике отмечается положительный тренд изменения численности данного вида.
Учет численность рыси осуществляется пользователями охотничьих угодий системы Управления делами Президента Республики Беларусь, Министерства лесного хозяйства, Республиканского государственно-общественного объединения «Белорусское общество охотников и рыболовов», Министерства по чрезвычайным ситуациям, прочими пользователями в соответствии с порядком и технологией его проведения, определенными Методическим пособием по учету численности рыси европейской в условиях Беларуси, разработанным государственным научно производственным объединением «Научно-практический центр НАН Беларуси по биоресурсам» и утвержденным Генеральным директором ГНПО «НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам» А.И.Чайковским 29 ноября 2019 г.
Сложившийся в целом по республике положительный тренд изменения численности рыси европейской является основанием для пересмотра в 2025 году категории национальной природоохранной значимости вида – снижение со II категории до IV категории национальной природоохранной значимости (при подготовке 5-го издания Красной книги Республики Беларусь и утверждении Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды нового списка редких и находящихся под угрозой исчезновения на территории Республики Беларусь видов диких животных, включаемых в Красную книгу Республики Беларусь).
Вместе с тем, в связи с изменчивой и небольшой численностью рыси, не достигшей оптимальной численности (1520 особей) и населяющей не все пригодные местообитания, отсутствуют основания для исключения рыси из списка редких и находящихся под угрозой исчезновения на территории Республики Беларусь видов диких животных, включаемых в Красную книгу Республики Беларусь, установленного постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 9 июня 2014 г. № 26.
Численность медведя в 2023 году составила 700 особей и распространение его по территории республики не равномерно. Вместе с тем данные численности основываются на анкетном методе учета, который предполагает большие погрешности и используется для выявления на начальном этапе основных мест нахождения медведя с последующим учетом методами весеннего тропления и прямого подсчета на овсах.
В связи с чем, говорить о том, что численность указанного вида достигла своего оптимального значения, при котором обеспечивалось бы сохранение вида в долгосрочной перспективе – нет оснований. В тоже время, в совокупности с биологией самого вида (минимальный и медленный рост воспроизводства), к сожалению, сохраняют свою актуальность и основные угрозы, оказывающие негативное влияние на состояние (численность) популяции медведя: осенне-зимняя охота на пушных зверей и копытных, особенно загонная охота с использованием собак, приводящая к поднятию медведей из берлоги и гибели детенышей.
В ноябре 2023 года государственным научно производственным объединением «Научно-практический центр НАН Беларуси по биоресурсам» разработаны и утверждены Методические рекомендации по учету численности бурого медведя в Республике Беларусь, которые будут использоваться пользователями охотничьих угодий для учета указанного дикого животного начиная с 2024 года.
Численность барсука в Республике Беларусь в 2023 году оценена на основе анкетного опроса и данных, полученных из большинства административных районов стран и составляет около 2307 особей.
Как и в предыдущие годы, наибольшая численность барсука выявлена в Витебской области, где сконцентрировано 56% белорусской популяции этого вида. На остальной территории страны отмечается равномерное распределение его численности (4 – 14%). При этом плотность белорусской популяции барсука и распространения жилых поселений одна из самых низких в ареале вида.
Вместе с тем, полученные данные указывают на значительное улучшение состояния популяции барсука в Беларуси за последние годы – увеличение уровня численности, имеются фрагменты с полным освоением барсуком экологической емкости. Но в целом она все еще находится в уязвимом состоянии: барсук отсутствует на значительной части страны, локальные популяции барсука примерно у 30% пользователей находятся в депрессивном состоянии, и в 16% от всех хозяйств установлено нахождении барсука в очень угрожаемом состоянии.
В связи с изменчивой и небольшой численностью барсука, а также с его отсутствием на пригодных местообитаниях, нецелесообразно исключать указанный вид из Красной книги Республики Беларусь. Национальной академией наук Беларуси предложено включить его в следующее издание с понижением его охранного статуса со II категории до IV категории.
Одновременно отмечаем, что в последнее время участились встречи медведей с людьми. Это связано не только с увеличением его численности, но и с тем, что человек все больше забирает территории, которая раньше принадлежала диким животным.
Для целей урегулирования ситуаций, связанных с обнаружением (выявлением) дикого животного, которое может представлять угрозу жизни и здоровью людей или находится в бедственном положении, в республике при местных исполнительных и распорядительных органах (базового уровня) созданы комиссии по оказанию помощи диким животным.
Представители комиссии выезжают на место обнаружения (выявления) дикого животного и исходя из сложившейся ситуации принимают одно из следующих решений в отношении дикого животного:
об отлове дикого животного. Отловленное дикое животное может быть передано на содержание физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, или юридическому лицу с их согласия либо выпущено в естественную среду обитания;
о добыче дикого животного. Дикое животное может быть добыто в случае, если оно представляет угрозу жизни и здоровью граждан либо имеет травмы, несовместимые с жизнью.
Решение оформляется актом об обнаружении (выявлении) дикого животного и является основанием для принятия мер реагирования.
Таким образом, местный исполнительный и распорядительный орган обязан принять необходимые меры реагирования для устранения возможной угрозы жизни и здоровья граждан, связанной с поведением дикого животного, а также по оказанию ему помощи.