Ежегодно 22 сентября отмечается всемирный день без автомобиля, в который автомобилистам предлагается отказаться от использования транспортных средств, потребляющих топливо.
Мероприятие призвано обратить внимание общественности на экологические проблемы городов, в том числе на качество атмосферного воздуха. В этот день в населенных пунктах страны запланированы различные мероприятия с целью пропаганды пешего и велосипедного способов передвижения, использования экологически чистого и общественного транспорта. Например, в Минске 22 сентября автолюбители получат право бесплатного проезда в общественном транспорте. Такое решение принято на 27-й сессии Мингорсовета.
В процессе функционирования транспорта в атмосферу попадает громадное количество пыли, токсичных веществ, содержащихся в отработавших газах, создаются высокие уровни шума, загрязняются воздух, почва, водные объекты в результате пролива горюче-смазочных материалов.
Выбросы автомобилей, прежде всего, опасны тем, что поступают непосредственно в приземный слой атмосферы, где скорость ветра незначительна и поэтому газы плохо рассеиваются. Это воздух, которым мы дышим. Уровень загазованности магистралей и примагистральных территорий зависит от интенсивности движения автомобилей, ширины и рельефа улицы, скорости ветра, доли грузового транспорта и автобусов в общем потоке и других факторов. Особенно затруднено рассеивание выбросов автомобилей на тесных улицах. В итоге практически все городские жители испытывают на себе вредное влияние загрязненного воздуха, особенно в крупных городах.
От сжигания одной тонны дизельного топлива в зависимости от экологического класса автомобиля в атмосферный воздух поступает:
- 25 – 125 кг оксида углерода
- 20 – 55 кг углеводородов
- 7 – 35 кг диоксида азота
- до 15 кг сажи и других загрязняющих веществ.
По отчетным данным за 2020 год на душу населения приходится 77 килограммов загрязняющих веществ, выбрасываемых транспортом.
В целях сокращения вредного воздействия мобильных источников на окружающую среду и здоровье населения в стране проводится значительная работа.
С 2016 года в стране реализуются только топлива, соответствующие экологическому классу К5. Белорусскими производителями освоен выпуск техники, соответствующей экологическим стандартам Евро – 5 и Евро – 6. Существенно обновлены транспортные парки организаций. Поэтапно выполняется работа по электрификации Белорусской железной дороги. Создаются условия для велосипедного движения. Активно развивается пассажирский электротранспорт – электробусы, троллейбусы, трамваи и электропоезда. Имеются инновационные разработки электромобилей.
Благодаря принятию Указа Президента Республики Беларусь от 12 марта 2020 г. № 92 «О стимулировании использования электромобилей» и реализации Программы создания государственной сети для зарядки электромобилей, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 октября 2018 г. № 731, созданы условия для развития использования электромобилей. К настоящему времени в Беларуси насчитывается 4 тысячи электромобилей, при этом, более 2 тысяч из них ввезено в страну в текущем году. Количество электрозаправочных станций в стране достигло 450, а к концу года планируется увеличить их количество до 600.
Суммарный выброс загрязняющих веществ от мобильных источников в 2020 году составил 721 тыс. тонн, что на 54,8 тыс. тонн или 7 процентов меньше уровня 2019 года и на 79,6 тыс. тонн или 9,9 процентов – уровня 2015 года.